Процедура специальной оценки условий труда была введена в России 1 января 2014 года и за короткое время существования смогла доказать свою пользу. СОУТ помогает одновременно решить несколько важных задач: урегулировать отношения между работодателем и сотрудником, выявить опасные факторы производства, снизить уровень «рабочего» травматизма. По статистике Роструда, 30% российских организаций уже прошли процедуру оценки и выполнили все полученные предписания.

По мере роста популярности спец.оценки становилось понятно, что в алгоритме проведения процедуры и ее документальном оформлении есть ряд недоработок. Впрочем, это неудивительно, если вспомнить, что в 2013 году, накануне старта, множество мероприятий спецоценки были толком не проработанными, необсужденными. Спустя время это отчетливо заметили и сами работодатели, проводящие СОУТ, и их сотрудники, и законодательные органы. По этой причине была пересмотрена методика СОУТ 2016. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» был серьезно переработан и дополнен, а работодатели узнали, что грядут изменения в проведении СОУТ.

СОУТ 2016 нормативные документы

Все нововведения, вошедшие в Закон СОУТ 2016 года, также отражены в ТК Российской Федерации и иные документы, так или иначе перекликаются с трудовой сферой и оценкой труда. В данный момент на рассмотрении и согласовании находится новый проект СОУТ с дополнениями и изменениями, куда входят следующие поправки:

  1. Станет возможным декларировать оптимальные и допустимые условия труда. Это, пожалуй, самая важная статья изменения в СОУТ 2016. Суть ее заключается в том, что если работодатель проводит спецоценку на рабочих местах, которые не являются опасными и вредными с точки зрения условий труда, и задекларирует этот факт, то в дальнейшем ему уже не придется проводить в этих местах полную процедуру оценки. Достаточно будет продлевать декларацию, больше не тратя деньги на проверку. Ведь очевидно, что на обычных офисных местах или там, где не требуются инструментальные замеры, вредные условия труда практически исключены.
  2. Будут откорректированы данные, которые работодатель передает в качестве результатов оценки. А именно: личные данные или сведения, связанные с охраной государственной тайны, станут ограничены. Этот пункт позволяет привести Закон в полное соответствие с другим законом – о защите информации.
  3. Будет пересмотрена методика проведения соут 2016. Хотя остается не очень понятным, как данная поправка будет работать на практике, тем не менее, решено, что все методы измерения опасных и вредных факторов приведут в соответствие с ФЗ-102. Этот закон подразумевает единство измерений.
  4. Будет пересмотрено влияние микроклимата рабочего места на организм сотрудников. Его рассмотрят, как параметр опасных или вредных факторов производства.
  5. На каждом предприятии в обязательном порядке должна будет создана система охраны труда. Понятно, что безопасность рабочих условий и раньше являлась обязанностью любого работодателя. Теперь же под пристальное внимание оценщиков попадут и инженеры по охране труда. Их навыкам и профессиональной компетенции будут предъявлены конкретные требования. Судить о квалификации инженеров будут с помощью тестирования.
  6. Будет пересмотрен перечень рабочих мест на предприятиях, где СОУТ проводят с учетом особенностей их деятельности. Например, к опасным для здоровья и жизни будут отнесены условия работы сотрудников, которые задействованы в пожаротушении и спасательных работах в ЧС.
  7. При оценке труда на рабочих местах водителей городских маршрутов будут серьезнее оценивать риски, которые несет в себе работа в этих условиях. Это касается водителей пассажирских рейсов (трамваи, троллейбусы, автобусы).

Как видно, поправки будут внесены не только в Закон о СОУТ, но и в процедуру и методику оценки конкретных условий работы.

Вернуться к списку