Проблема специальной оценки условий труда

Система мониторинга и достоверная оценка условий труда являются ключевыми инструментами в реализации конституционных прав граждан РФ в сфере трудовых взаимоотношений и гарантий безопасности труда. Новый подход, заключающийся в методе исследования реального состояния условий труда на рабочем месте, был разработан Минсоцтруда РФ и введен в действие Федеральным законом от 28.12.2013 № 426- ФЗ в 2014 году.

Однако на практике методика проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) и классификация вредных и (или) опасных производственных факторов обернулись множеством проблем, как для тех, кто участвует в трудовых отношениях, так и для гос.органов.


Ключевые проблемы проведения специальной оценки условий труда

Научное сообщество обеспокоено фактом искусственного упрощения методики, изложенной в Руководстве Р 2.2.2006-05, которая ранее применялась для аттестации рабочих мест, а теперь используется в производственном контроле. Такой подход стал причиной возникновения правовой коллизии, позволяющей одно и то же рабочее место с одинаковыми условиями труда оценивать с различным результатом.

Искусственное занижение классности условий труда, которое стало возможным благодаря методике проведения СОУТ, очень выгодно для работодателя, так как позволяет ему не вкладывать ресурсы в разработку мероприятий по совершенствованию условий труда. Изменение подходов, подкрепленное нормативной базой, дает возможность работодателю минимизировать инвестиции в производство и объемы обязательных выплат, практически перекладывая на государство ответственность за вред, причиненный работнику.

Но наибольшая проблема специальной оценки условий труда заключается в недостаточности метода идентификации и искусственном ограничении перечня факторов, требующих определения классности. Исключение большей части показателей напряженности трудового процесса из оценочной системы, на практике лишает бюджетных работников льготных и компенсационных выплат.

Удаление пунктов, связанных с параметрами освещенности, затрагивает не только учителей и врачей, но также и офисных работников. Такой подход увеличивает количество заболеваний органов зрения, поскольку освобождает работодателей от обязательного приведения освещенности в соответствие с нормативными величинами.

Ограничения по распознаванию вредного биологического фактора, установленные в обновленной методике, обернулись для лиц связанных трудовыми отношениями с обслуживанием канализационных систем реальной потерей защиты своих прав в части социальных гарантий.

Трудовая дискриминация

В качестве отдельной проблемы следует выделить феномен трудовой дискриминации, который закрепляется в системе СОУТ Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ. Он создает прецедент, заключающийся в том, что вновь принятый сотрудник, не работавший ранее на определенном рабочем месте, условия труда на котором были признаны неудовлетворительными, будет лишен льгот и гарантий в случае проведения процедуры СОУТ. Однако работник, выполняющий должностные обязанности на этом же рабочем месте, но принятый на работу до проведения данной процедуры, продолжит пользоваться установленными льготами и гарантиями.

С точки зрения государственного менеджмента обостряются вопросы правдивости и репрезентативности тех показателей, которые будут получены по итогам специальной оценки условий труда. Это обусловлено появлением двух автономных информационных потоков по условиям труда с различными результатами. При этом индексы производственного контроля будут указывать на большее количество рабочих мест, не соответствующих нормативным требованиям, чем показатели СОУТ. По оценке специалистов, разрыв между ними сможет достигать и превышать 10 раз.

Осуществлять контроль над качеством проведения спец.оценки будут государственные инспекции труда, которые не смогут делать это объективно по причине отсутствия собственной лабораторной базы, имеющейся у органов Роспотребнадзора.

Результаты действия такой системы могут обернуться

  1. Резким ухудшением соцобеспечения граждан и ростом социальной напряженности;
  2. Сокращением выплат в ФСС РФ работодателями и растущей финансовой нагрузкой по причине прямых и косвенных бюджетных трат;
  3. Спад заинтересованности работодателей в совершенствовании условий труда, обновлении основных фондов и внедрении прогрессивных технологий;
  4. Осложнением ситуации в сфере государственного менеджмента и планирования, включая снижение рациональности бюджетного процесса.

Рекомендации по улучшению ситуации

Во избежание вышеуказанных процессов требуется оперативная унификация систем производственного контроля и СОУТ в отношении применяемых процедур и методик, выраженная в последовательной гармонизации соответствующих руководящих документов. Коллизия, возникающая между двумя процедурами, негативно отражается на правах трудящихся и способствует развитию скрытого конфликта интересов в самой системе мониторинга.

Корректировка методики требует учета отраслевой специфики и коллегиального подхода с привлечением максимального количества заинтересованных сторон. Подготовку корректирующих предложений могли бы осуществлять центры медицины труда посредством исследования фактического состояния работников отрасли, так как управление профессиональными рисками, ограниченное изучением условий труда на основе сравнения числовых величин с государственными нормативами оказалось не эффективным.

Потребуется разработать единую унифицированную методику оценки профессиональных рисков, состоящую из двух частей. Она включит в себя риски в отношении здоровья работника (гигиена труда) и травмобезопасность (охрана труда). Их точкой соприкосновения будет финансовая составляющая и унифицированные показатели (индексы, коэффициенты). Возможно наличие нескольких автономных информационных систем (СОУТ, производственный контроль и прочее).

С точки зрения реализации самого закона требуется в рамках расширенного заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, с привлечением представителей, заинтересованных государственных органов, провести анализ итогов деятельности данной системы за прошедший период и предложений, полученных с мест, чтобы выработать план эффективных действий, направленных на улучшение и согласованность данной системы.


Вернуться к списку