Вводная информация о СОУТ
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Несколько лет назад в силу вступил Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», предназначенный для замены устаревшей аттестации рабочих мест более прогрессивным методом. Специальная оценка условий труда (СОУТ) разнится со своим предыдущим аналогом не только по ряду ключевых направлений, она также обладает новыми понятиями, подробно изложенными в принятом законе.
Интегрирование этих отличий и понятий упрощает выявление вредных и опасных факторов для персонала предприятий, задействованного в различных видах производственно-хозяйственной деятельности. В то же время, они повышают эффективность оценки качества обеспечения надлежащих рабочих условий необходимых сотрудникам для выполнения трудовых обязанностей.
Термины юридической силы результатов СОУТ и результатов аттестации рабочих мест, проведенной до начала действия нового закона, совпадают. Кроме того, преобразуемые по итогам проверок условия выполнения работ на предприятиях, классифицируются в соответствии с уровнем их вредности и опасности.
СОУТ-2017: актуальные законодательные нововведения
1 мая 2016 года был запущен в действие Федеральный закон 136-ФЗ, который актуализировал алгоритм проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) с помощью внесения ряда изменений:
1. Допустимость охвата процессами декларирования рабочих мест, условия труда которых относятся ко II классу и были признаны допустимыми по результатам специальных исследований для минимизации финансовых нагрузок на предприятия, регулярно обеспечивающими максимально безопасные условия для реализации трудовых обязанностей.
2. Введение дополнительной защиты от неразрешенного доступа и передачи третьим лицам сведений о СОУТ, представляющих собой государственную тайну.
3. Публикация в реестре аккредитованных исполнителей, уполномоченных на осуществление аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда, сведений о соответствующих компаниях и их филиалах.
4. Эксперты считают, что актуализация порядка проведения СОУТ должна позитивно отразиться на таких ее показателях как качество, объективность и точность результатов.
В соответствии с действующими законодательными нормативами осуществление СОУТ возможно только аккредитованными сертификационными органами.
Пример того как выглядит аккредитация:
Стадия подготовки СОУТ
Алгоритм проведения специальной оценки условий труда определяется положениями Федерального закона № 426-ФЗ. В соответствии с ними каждому сертифицируемому предприятию требуется пройти стадию подготовки, которая предполагает обязательную реализацию ряда действий:
1. Формирование комиссии по СОУТ, в которую входят руководители предприятия, медработник, специалист по охране труда и минимум один представитель профсоюзной или любой другой организации, отстаивающей интересы персонала. Состав и деятельность образованной комиссии утверждается внутренним приказом.
2. Формирование списка рабочих мест, требующих специальной оценки условий труда, с обязательным включением в него не менее 20% аналогичных рабочих мест.
3. Взаимодействие с независимыми экспертами, приглашенными для проведения СОУТ, которых не вводят в состав комиссии, что позволяет им в ходе проведения процедуры оставаться беспристрастными.
Как выбрать независимого эксперта (оценщика)?
Проведение СОУТ осуществляется специально сформированной комиссией и независимыми оценщиками, выбор которых очень важен и требует ответственного отношения. Поэтому, отдавая предпочтение конкретной аккредитованной организации, наделенной правом проведения СОУТ, опираются на следующие критерии:
● Наличие документа, подтверждающего аккредитацию на осуществление аттестации рабочих мест. Даже выданный до вступления в действие закона о спецоценке условий труда, он остается в силе до 2018 года. Если привлеченная организация обладает таким документом, проведение мероприятия признается законным.
● Лаборатория должна быть не только зарегистрирована в специальном реестре Минтруда, но и аккредитована, иначе результаты процедуры будут аннулированы и потребуется ее повторное проведение.
● Штат компании должен включать в себя не менее пяти сертифицированных специалистов, обладающих правом осуществления данного вида деятельности и дипломом врача, специализирующегося на проведении санитарно-гигиенических исследований, трудовой или общей гигиене.
● С выбранным исполнителем подписывается договор, оформленный в свободной форме. Согласно действующим требованиям, в нем должны быть четко изложены права и обязанности подписантов, а также указана расценка каждой предоставляемой услуги со степенью ответственности за некачественное исполнение или несоблюдение отдельных пунктов договора.
Оформление отчетности
Независимый эксперт составляет отчет, являющийся главным документом, свидетельствующим о проведении СОУТ, в котором содержатся ее результаты. Он оформляется по форме 33н, установленной приказом Минтруда, в которую вносятся следующие сведения:
● информация о предприятии-заказчике;
● данные об исполнителе (оценщике);
● список рабочих мест, подвергнутых процедуре;
● классификация условий труда по итогам спецоценки.
Отчет сопровождается списком действий, разработанных для дальнейшего совершенствования условий труда и оформленных в произвольной форме.
Передача отчетности в инспекционные органы
Процедура СОУТ отличается рядом особенностей, благодаря которым проверяемое предприятие (заказчик) освобождается от согласований и передачи отчета в Государственную инспекцию по труду.
Теперь это обязанность независимых экспертов (исполнителей), как и своевременное согласование бюрократических неточностей. Например, за отчет, поданный в соответствующие органы с опозданием, штрафным санкциям будет подвергнут не заказчик, а исполнитель.
Обязательность ознакомления персонала с итогами СОУТ
В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ руководитель предприятия должен в течение 30 календарных дней довести до сведения персонала результаты специальной оценки. Во временные рамки, установленные законом, не входят выходные и праздничные дни, отпуска, как плановые, так и внеочередные, командировки и дни, пропущенные по болезни.
Обязательность доведения до сведения персонала полученных результатов, обусловлена выполнением работ, связанных с вредными условиями труда, что обеспечивает работникам ряд преимуществ:
● сокращение рабочего времени до 36 часов в неделю (до 6-часового рабочего дня);
● увеличение зарплаты (повышение оклада, как минимум на 4%).
Чтобы ознакомить персонал с итогами проверки, составляется специальный документ произвольной формы, в который вносятся только правдивые сведения.
Оформление декларации о проведении специальной оценки
Иногда возникает потребность в подаче декларации о проведении СОУТ в территориальные органы Госинспекции. Документ может быть предоставлен представителем компании-заказчика лично, а также посредством почты или в онлайновом режиме. Последний вариант требует заверения электронной подписью, которая имеется не у каждой компании.
Отсутствие на предприятии потенциально опасных и вредных рабочих мест, подтверждается соответствующим экспертным заключением, которое является одним из обязательных требований при подаче декларации СОУТ. По завершении мероприятий, связанных со спецоценкой, документ должен быть направлен в соответствующие инспекционные органы в течение 30 календарных дней.
Термин юридической силы декларации составляет 5 лет, после чего он может быть продлен еще на 5 лет, если за прошедший период не было выявлено производственных травм или профзаболеваний. В остальных случаях проводят повторную оценку с последующей подачей новой декларации.
К сожалению, сегодня практически на каждом российском предприятии можно, не прилагая особых усилий обнаружить многочисленные факторы риска на рабочих местах. Поэтому регламент подачи декларации в Госинспекцию все еще остается нормативным актом, который не скоро дождется практического применения.
Затраты на СОУТ
Закон о специальной оценке, как и устаревшие положения об аттестации, разрешает до 20% средств израсходованных на ее проведение относить на страховые взносы, связанные с травматизмом, что требует выполнения:
1. Расчета предельной суммы, засчитываемой на страхование от несчастных случаев;
2. Подготовку документации для социальной службы, которая содержит:
● результаты требуемых расчетов,
● копии внутреннего приказа на формирование комиссии по СОУТ и договора на реализацию мероприятий спецоценки независимой аккредитованной компанией;
● перечень мер по устранению недочетов, обнаруженных в процессе осуществления спецоценки и по улучшению потенциально вредных условий труда.
В документации также обязательно указывают количество рабочих мест, прошедших проверку и стоимость экспертных услуг по каждому из них.
Внеплановая специальная оценка условий труда
Федеральным законом № 426-ФЗ потребность во внеплановой специальной оценке условий труда считается обязательной в случаях подразумевающих:
● организацию новых рабочих мест;
● несчастные случаи и травмы, полученные персоналом компании во время рабочих процессов. Проведение СОУТ не требуется, если сотрудник пострадал по вине третьих лиц;
● выявление профзаболеваний, возникших под воздействием вредных или опасных производственных факторов;
● предписание полномочных инспекционных органов, базирующееся на сведениях, полученных из собственных источников;
● интегрирование новых технологических процессов, обновление производственных линий и установка нового оборудования;
● изменение сырьевых компонентов, но только при выявлении новых вредных или опасных факторов для выполнения должностных обязанностей и при аргументированном обращении профсоюзов, инициирующем реализацию незапланированной процедуры СОУТ.
Алгоритм проведения специальной оценки условий труда вне графика аналогичен обычной процедуре. СОУТ не предусмотренную планом, осуществляют не позднее, чем спустя полгода после вышеуказанных случаев.
Ответственность предприятий за игнорирование СОУТ
Проведение спецоценки является обязательным мероприятием для всех работодателей. Пренебрежительное отношение к осуществлению и требованиям СОУТ могут больно ударить по имиджу компании, и ее бюджету штрафными санкциями:
● 40-60 тысяч руб. и даже приостановка деятельности сроком до 3 месяцев - для компаний и предприятий;
● 5-10 тысяч руб. или дисквалификация до 3 лет (при повторном нарушении законодательства) - для должностных лиц;
● Предупреждение или 5-10 тысяч руб. при первом нарушении, 30-40 тысяч руб. при повторном нарушении, в дальнейшем приостановка деятельности до 3 месяцев – для ИП.
Наказание за не проведение спецоценки ужесточилось с 1 января 2015 года, когда была введена административная ответственность за игнорирование требований к СОУТ.
О классификации
Чтобы облегчить проведение спецоценки, все потенциально отрицательные факторы условий труда в зависимости от их степени подразделяют на несколько классов:
● 4-й – отличаются наличием опасных факторов, негативно влияющих на здоровье персонала, на протяжении рабочего дня или смены;
● 3-й – подразумевают вредное воздействие, выше уровня, признанного нормальным;
● 2-й – предполагают допустимые условия для выполнения должностных обязанностей, когда любые изменения в здоровье персонала нормализуются во время отдыха;
● 1-й – характеризуются оптимальными условиями свободными от вредных и опасных факторов воздействия на здоровье, что позволяет поддерживать работоспособность персонала на высоком уровне.
Каждый класс опасности подразделяется на подклассы, более детализировано описывающие степень их негативного воздействия.
Выгоды от применения результатов
Помимо того, что персонал предприятия, ознакомившийся с результатами проведения СОУТ, может потребовать минимизации рабочего времени или увеличения оклада, спецоценка позволяет решить следующие проблемы:
● обеспечение персонала средствами защиты индивидуального и коллективного пользования, подобранными в соответствии с установленным классом опасности;
● подготовка действий по совершенствованию трудовых условий и их дальнейшей гармонизации с отечественным законодательством;
● выплата финансовых компенсаций работникам, получившим травмы или приобретшим профзаболевание;
● гарантии безопасности.
● Результаты СОУТ используются независимыми организациями, чтобы наиболее точно рассчитать дополнительные тарифы, используемые при уплате пенсионных взносов в соответствующий фонд РФ.