СОУТ и производственный контроль дублирующие мероприятия?
В начале 2017 года было опубликовано письмо Роспотребнадзора, из которого следует, что при проведении специальной оценки условий труда и производственного контроля на рабочих местах дублирование полномочий Минтруда РФ и Роспотребнадзора – не обнаружено.
Письмо было опубликовано по причине многочисленных обращений в государственный орган, призывающих сфокусировать внимание на дублировании функций двух ведомств в момент осуществления СОУТ и производственного контроля.
Этот вопрос уже не первый год вызывает обеспокоенность специалистов по охране труда, поскольку им приходится затрачивать на дорогие лабораторные исследования в рамках производственного контроля и специальной оценки условий труда не только собственное рабочее время, но и денежные средства работодателей.
Они много раз предпринимали попытки заинтересовать законодателей нестыковками, существующими в проведении вышеуказанных мероприятий. Но ожидаемых изменений не принес даже Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», принятый в 2013 году, поскольку эти мероприятия так и не прекратили повторять друг друга.
Производственный контроль, относящийся к обязательным процедурам, также как и СОУТ подразумевает проведение лабораторных исследований, оборачивающихся для работодателей повышенными нагрузками организационного и финансового характера. Это провоцирует саботирование СОУТ многими предприятиями и отвлекает на указанные процедуры денежные ресурсы, которые можно было бы инвестировать в совершенствование условий труда и апгрейд производства.
Однако чиновники в очередной раз не стали вникать в суть проблемы и единодушно поддержали вывод, подтверждающий отсутствие дублирования полномочий. Отличия СОУТ и производственного контроля были обоснованы возможностью учета протоколов исследований по спецоценке в рамках производственного контроля. Но это возможно только в случае совпадения сроков данных исследований с теми, что определены программой производственного контроля.
Подобный результат был ожидаемым, поскольку множество экспертных групп, отвечающих за вышеуказанные вопросы в Минтруде и в Роспотребнадзоре, получают оклады, во много раз превышающие среднемесячную зарплату специалиста по охране труда. Понятно, что для большинства служащих этих организаций принятие дублирования полномочий может обернуться неприемлемыми последствиями.